При покупке автомобильных шин для внедорожников нередко единственными критериями выбора служат их размер и полюбившаяся компания-производитель. Но зачастую это является ошибкой. Дело в том, что создать покрышку, которая идеально подойдет для эксплуатации в любых условиях невозможно. Поэтому, выбирая авторезину, нужно четко представлять, для каких целей она будет использоваться, а также исходить из этого при выборе.
Климатические условия
В первую очередь нужно понимать, что при изменении температуры свойства резины существенно меняются, поэтому для различных условий используют разные виды материала. В настоящее время выделяют три класса шин:
- летние;
- зимние;
- всесезонные.
Летняя резина прекрасно работает в жаркий период, при охлаждении она начинает твердеть, а при температуре около +5-7 градусов становится совершенно дубовой. Сцепление с дорогой резко падает, поэтому ездить в этих условиях становится смертельно опасно.
Зимняя авторезина остается мягкой даже при сильных морозах, но при повышении температуры она становится мягкой, а при +7 градусах скорость ее износа становится неприемлемо высокой.
Всесезонные шины оптимально использовать при температуре от −5 до +10 градусов. При выходе из этого диапазона они показывают характеристики, уступающие даже самым дешевым зимним и летним шинам.
Классификация внедорожных шин по условиям использования
При выборе покрышек одним из основных критериев являются дорожные условия, в которых преимущественно будет использоваться внедорожник. Выделяют четыре основных классов шин — HP, HT, AT и MT. Также иногда выделяют дополнительный класс Off-Road, но такие шины большинство автовладельцев практически не используют. Для удобства лучше всего рассматривать характеристики этих классов в виде таблицы:
Название | Обозначение | Описание | Примеры |
Высокоскоростные | HP (High Performance) | Эксплуатируются на качественных дорогах на скоростях до 210 км/час | |
Шоссейные | HT, HT+, H/T (Half Terrain) | Предназначены как для асфальтированных, так и для грунтовых дорог. Для бездорожья не подходят | |
Универсальные | AT, AT+, A/T (All Terrain) | Могут эксплуатироваться на шоссе, на грунтовках и на легком бездорожье. Отличаются наличием широких дренажных канавок | |
Грязевые | MT, MT+, MT (Mud Terrain) | Рекомендуются для бездорожья. Оснащены дополнительной защитой боковых поверхностей от порезов. |
Шины класса «Внедорожные» (Off-Road) предназначены для экстремального (внедорожного) туризма и соревнований, поэтому для обычного передвижения по дороге совершено не годятся.
Профиль покрышек
В разрезе профиль шины представлен в виде прямоугольника. Определить ее размерность легко по названию автопокрышки. Например, можно рассмотреть расшифровку обозначения 205/55R16. Первая цифра (205) соответствует ширине профиля в миллиметрах, а вторая (55) — соотношению высоты профиля к ширине в процентах.
Чем шире профиль, тем лучше тормозные характеристики, а следовательно — машина ведет себя на трассе более устойчиво. Чем уже профиль, тем покрышка легче и дешевле. Дополнительно это заметно снижает расход топлива.
По высоте различают следующие разновидности автопокрышек:
- полнопрофильные (от 82 до 70%);
- низкопрофильные (от 60 до 70%);
- сверхнизкопрофильные (менее 60%).
Для низкого профиля характерны улучшенные скоростные характеристики, а также хорошее сопротивление заносу. Но в то же время низкопрофильная резина быстрее изнашивается, а ее использование на плохих дорогах чревато высоким уровнем шума, тряской и риском повреждения подвески.
Индексы нагрузки и скорости
Данный параметр показывает, какую максимальную нагрузку может выдержать покрышка при указанном индексе скорости. Выбирая автошины, нужно ориентироваться на рекомендации производителя авто, указанные в его спецификации. При этом монтаж на колеса покрышек с меньшим индексом нагрузки, чем указан для базовой комплектации, запрещен, а вот с большим — допускается.
Индекс показывает скорость, на которой покрышка может выполнять нагрузку, указанную в индексе нагрузки. Как правило, подразумевается, что машина сможет проехать на максимальной указанной скорости несколько часов. Оба параметра размещаются на боковой поверхности покрышки.
Дополнительная маркировка
Кроме того, на покрышках могут присутствовать и другие обозначения. Чаще всего можно увидеть следующие:
- Extra Load или XL — усиленная шина, которая может выдержать нагрузки несколько выше, чем указано в индексе нагрузки;
- Outside и Inside — на несимметричных шинах показывают, какая сторона внутренняя, а какая — наружная;
- Rotation — на покрышках с направленным рисунком маркируют направление вращения.
На специальных дождевых покрышках наносится пиктограмма (зонт) или же обозначающие слова — Aqua, Water, Aquatred, Aquacontact или Rain.