АКБ расшифровывается как аккумуляторная батарея. АКБ это, по сути, перезаряжаемый источник постоянного тока, который отвечает за питание электрооборудования автомобиля.
Для чего нужен АКБ
Во время поворота ключа зажигания АКБ поставляет мощный ток стартеру, который, в свою очередь, раскручивает коленчатый вал двигателя. Без достаточного заряда аккумулятора завести машину становится невозможно. В современных автомобилях есть множество электронных систем и приборов, которые потребляют энергию даже тогда, когда двигатель выключен. Аккумулятор обеспечивает их питанием до момента запуска двигателя и работы генератора. Нагрузка на электросеть автомобиля может быть неравномерной. Особенно это касается моментов, когда работают мощные потребители, например, фары, кондиционер или аудиосистема. В таких случаях АКБ помогает генератору поддерживать необходимое напряжение в бортовой сети. В случае неисправности генератора, батарея берет на себя функцию питания электрооборудования автомобиля, позволяя вам добраться до ближайшей СТО.
Принцип работы АКБ в авто
В основе работы АКБ лежат химические реакции, происходящие внутри аккумуляторных пластин. Как правило, в автомобилях используют свинцово-кислотные аккумуляторы, которые уже давно зарекомендовали себя как надежные и экономически выгодные источники питания.
Давайте заглянем внутрь АКБ и разберемся, что там происходит:
Электроды. Внутри аккумулятора размещены пластины из особого свинцового сплава. Они бывают двух типов: положительные (аноды) и отрицательные (катоды).
Электролит. Между пластинами находится электролит - раствор серной кислоты определенной концентрации. Именно он является проводником и активным участником химических реакций.
Химические реакции. Во время зарядки аккумулятора происходит окисление свинца на положительных пластинах и восстановление свинцового сульфата на отрицательных. Эти реакции приводят к накоплению энергии в аккумуляторе. При разряде все происходит наоборот: происходит восстановление свинца на положительных пластинах и окисление свинцового сульфата на отрицательных. Эти реакции приводят к высвобождению накопленной энергии в виде электрического тока.
Важно понимать, что АКБ не является источником вечной энергии. Количество циклов заряд-разряд ограничено, и со временем емкость аккумулятора (способность накапливать заряд) уменьшается.
Разновидности автомобильных АКБ
Обслуживаемые. Классический вариант, где автовладелец может самостоятельно следить за уровнем и плотностью электролита. Такие аккумуляторы для авто нуждаются в периодическом доливании дистиллированной воды.
Малообслуживаемые. Усовершенствованный вариант, где корпус выполнен из непрозрачных материалов, но при этом есть возможность контролировать уровень электролита. Доливание воды требуется реже, чем в обслуживаемых аккумуляторах.
AGM (Absorbent Glass Mat). Современная технология, где электролит пропитывает стекловолоконные маты, расположенные между пластинами. Это делает AGM устойчивыми к вибрациям, утечкам электролита, а также значительно увеличивает срок их службы.
EFB (Enhanced Flooded Battery). Усовершенствованная технология свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом. EFB имеют лучшую стойкость к разрядам и коррозии, а также несколько больший срок службы, по сравнению с классическими АКБ.
Гелевые. Используют гелеобразный электролит, что делает их устойчивыми к переворачиваниям, вибрациям и утечкам. Гелевые аккумуляторы имеют долгий срок службы, но и значительно более высокую стоимость.
Литий-ионные. Самый современный тип АКБ, который используется в электромобилях и некоторых гибридных автомобилях. Литий-ионные батареи имеют высокую емкость, малый вес, быстрое время зарядки и долгий срок службы, но и самую дорогую цену.