Стартер - это устройство, которое можно встретить в каждом современном автомобиле. Без него запуск двигателя с помощью ключа или кнопки был бы невозможен. Он вращает обод маховика и приводит в движение коленчатый вал, обеспечивая необходимую скорость для запуска двигателя внутреннего сгорания. Но как работает стартер и какие у него наиболее распространенные неисправности? Давайте разберем самые важные вопросы!
Конструкция автомобильного стартера
В прошлом двигатели запускались с помощью кривошипа, но сегодня все автомобили оснащены стартером, представляющим собой небольшой электродвигатель, который приводит в движение зубчатое кольцо. Это позволяет водителю запускать двигатель без выхода из машины, делая процесс удобным и безопасным. Хотя большинство водителей знают, что стартер необходим, далеко не все понимают, как он устроен.
Основой детали является щеточный электродвигатель, который питается от аккумулятора. Несмотря на свои небольшие размеры, стартер для авто требует значительной силы тока, чтобы запустить весь двигатель внутреннего сгорания. Внутри корпуса стартера находятся:
ротор,
механизм сцепления (бендикс),
катушки статора,
щетка-стопор со щетками,
электромагнит с выключателем,
шестерня.
Напряжение аккумулятора постоянно подается на контакт, но двигатель запускается только тогда, когда электромагнитный выключатель перемещает ферромагнитный сердечник к контактам. В этот момент стартер входит в зацепление с ободом маховика. Чтобы защитить деталь от повреждений, маховик оснащен односторонним сцеплением, которое передает крутящий момент от стартера к сцеплению, но не наоборот.
Как работает стартер
Когда водитель поворачивает ключ зажигания или нажимает кнопку запуска двигателя, бендикс перемещается к маховику двигателя. Когда шестерни стартера входят в зацепление с маховиком, электромагнит замыкает силовые контакты и подает ток на электродвигатель. Ток поступает на коммутатор через щетки, создавая характерный звук работающего стартера.
Стартер разгоняет коленчатый вал двигателя до 50-200 оборотов в минуту, что достаточно для самостоятельного запуска двигателя внутреннего сгорания. Когда двигатель запустится, односторонняя муфта отключит привод, и шестерня стартера вернется на свое место. Несмотря на небольшие размеры, стартер потребляет много электроэнергии, что может сопровождаться кратковременным приглушением света или ламп при запуске двигателя.
Стартеры по принципу действия
Разновидности стартеров следующие:
С редуктором. Эти модели оснащены дополнительным редуктором, который снижает обороты вала электродвигателя и увеличивает крутящий момент на выходе. Преимуществом такого решения является возможность запуска мотора даже при частичной разрядке аккумуляторной батареи. Редуктор снижает нагрузку на электродвигатель, делая его более долговечным. Однако, стартеры с редуктором имеют несколько больший вес и габариты.
Без редуктора. Эти модели имеют более простую конструкцию, где крутящий момент передается непосредственно от вала электродвигателя к маховику с помощью бендикса. Безредукторные стартеры более компактные и легкие, обеспечивают более быстрый запуск мотора. Однако, они более чувствительны к разряду аккумулятора и могут иметь меньший ресурс работы, особенно в сложных условиях эксплуатации.
Симптомы неисправного стартера
Стартер обычно не привлекает к себе внимания, пока не возникает неисправность. Самая очевидная поломка - это полное обездвиживание детали, но есть и другие типы неисправностей. Как понять, что проблема именно в стартере, а не в другом компоненте, например, свечах накаливания? Вот основные симптомы неисправности:
шум и треск,
отсутствие реакции на поворот ключа,
зависание,
отсутствие вращения коленчатого вала.
Первые симптомы неисправности могут включать отдельные скрипы при запуске или временные проблемы с запуском. Частой причиной проблем со стартером является износ угольных щеток. В этом случае часто достаточно слегка постучать по корпусу стартера, чтобы разблокировать их.
Решение проблем с автомобильным стартером
Если стартер не работает должным образом, игнорировать проблему нельзя, так как она может быстро усугубиться. Большинство деталей можно отремонтировать, заменив щетки и втулки. Для многих автомобилей доступны ремонтные комплекты, позволяющие полностью восстановить стартер. В некоторых случаях нужна замена стартера.
Если требуется новая запчасть, ее стоимость может варьироваться. В автомобилях с системой «старт-стоп», где стартер используется для запуска двигателя почти на каждом светофоре, он должен быть особенно мощным и может стоить дороже.
Отказы стартера часто происходят внезапно, и могут случиться в неудобное время. Если у вас возникли проблемы с деталью, лучше обратиться к опытному механику, который сможет быстро определить причину неисправности. В некоторых случаях можно завести автомобиль с «толкача», но это не рекомендуется, так как может повредить двигатель.
Чтобы избежать проблем со стартером, обращайтесь в сервисный центр при первых признаках неисправности. Это поможет избежать буксировки автомобиля и более серьезных повреждений.