Что такое блокировка дифференциала?
Блокировка дифференциала - это механизм, который улучшает проходимость автомобиля на различных типах дорог, таких как грязные, мокрые, снежные и рыхлые поверхности. Исторически блокировки дифференциалов применялись в основном на внедорожниках, пикапах и в сельском хозяйстве. Вначале это были в основном механические устройства, управляемые рычагом. В современных машинах блокировки дифференциалов устанавливаются также на некоторые внедорожники и лимузины, и их работой управляет электроника.
Дифференциал работает на основе конических шестерен, размещенных в закрытом корпусе, наполненном маслом. В его конструкции присутствует несколько типов шестерен: конические, коронные, дисковые, сателлиты, ведущие полуколеса и т.д.
Этот механизм обеспечивает более медленное вращение внутреннего колеса по сравнению с внешним, при этом мощность от коробки передач передается на колеса постоянно.
Как можно определить, есть ли у авто блокировка дифференциала ?
На старых моделях блокировка дифференциала часто обозначалась наличием дополнительного рычага и символа, изображающего два вращающихся вала с замком посередине. В более новых авто чтобы заблокировать дифференциал, нужно использовать специальную ручку на приборной панели, а также появляются дополнительные индикаторы или символы на экране приборной панели или бортовом компьютере, указывающие на активацию различных настроек. У автомобилей с электронной блокировкой дифференциала также могут быть специальные обозначения, такие как XDS у Volkswagen или Grip Control у Peugeot.
Для чего нужны блокировки дифференциалов?
Каждый автомобиль оборудован дифференциалом. Зачем он нужен? Когда машина движется по повороту, колеса на одной оси проходят разные расстояния. Колесо, находящееся на внутренней стороне поворота, проходит меньшее расстояние, чем колесо на внешней стороне. Поэтому внутреннее колесо должно делать меньше оборотов, чем внешнее при въезде в поворот. С независимой подвеской это не представляет проблем.
Рассмотрим переднеприводный автомобиль в качестве примера. Задние колеса не связаны друг с другом. Поэтому каждое из них может вращаться с разной скоростью при прохождении поворота без каких-либо проблем.
Но что насчет авто с задним ведущим мостом? Колеса переднего моста соединены через приводные валы, передающие мощность от коробки передач. Колеса заднего ведущего моста связаны в ведущем мосту. В этой ситуации требуется дифференциал, который используется с момента появления первых машин.
Виды блокировок дифференциалов
Существует несколько способов блокировки дифференциала:
Ручная блокировка дифференциала, активируемая водителем с помощью специального рычага, когда это считается необходимым;
Автоматическая, которая включается автоматически через кулачковый механизм с многодисковой муфтой. Блокировка происходит при значительном различии в вращении коронных колес внутри дифференциала.
Оба этих варианта блокировки дифференциала основаны на механическом воздействии на его работу.
В современном мире было предложено иное решение, которое использует более простую систему - электронные блокировки дифференциала. Они оборудованы собственным электронным контроллером, который отслеживает скорость вращения колес с помощью данных, полученных от датчиков ABS. Имея эту информацию, контроллер определяет, какое колесо на данной оси вращается быстрее, а какое не вращается вовсе. Вместо того чтобы вмешиваться в работу дифференциала, активируется тормозная система (например, через гидравлический насос системы ABS, ASR или ESP). Тормозится колесо, которое вращается слишком быстро. После этого дифференциал распределяет крутящий момент обоим колесам, и второе колесо на оси может помочь автомобилю выбраться из сложных условий.