Один из главных грехов водителей - забывать или недооценивать уровень давления в шинах. Более того, немногие пользователи понимают, что правильный показатель может зависеть от нагрузки или даже скорости. Вождение со слишком низким или слишком высоким давлением затрудняет использование потенциала, который могут обеспечить даже самые лучшие автомобильные шины. Более того, это означает снижение устойчивости, ухудшение комфорта и преждевременный износ не только шин, но и деталей подвески.
Основной вопрос: какое давления должно быть в шинах? Среди автомобилистов принято считать, что норма атмосферного давления для легковых автомобилей составляет 2,0-2,3 бар. Шины, накачанные таким образом, должны обеспечивать необходимый уровень сцепления с дорогой. Однако следование этому правилу - в некотором роде короткий путь. Поэтому лучше поискать информацию о рекомендуемом давлении в шинах для вашего автомобиля. Обычно это несложно. Конечно, если вы хотите измерить давление в колесах, стоит приобрести манометр для шин. Фирменный, потому что только такой измеритель может гарантировать точность показаний.
Где найти информацию о давлении в шинах
Напоминаем, что если вы не знаете рекомендуемого давления в шинах, вы можете ездить на легковом автомобиле с колесами, накачанными до 2,0-2,3 бар. Но это лишь или почти лишь полумера. Поэтому лучше искать надежные указания для конкретной модели автомобиля. Ориентир, потому что часто производители автомобилей указывают несколько значений. И различия в одной модели могут превышать 0,5 бар. Конечно, это экстремальное значение, но оно встречается, например, на минивэнах грузоподъемностью 600-700 кг. Кроме того, если автомобиль омологирован с несколькими типоразмерами шин, может случиться так, что, например, шины 195/65 R15 требуют давления 2,1 бар, а шины 205/60 R15 - на 0,1 или 0,2 бар больше. Кроме того, важно помнить, что в сильно загруженном автомобиле, особенно в универсале или минивэне, в задних колесах должно быть гораздо больше воздуха, чем в передних.
Говоря о рекомендациях по переменному давлению, стоит упомянуть, что на некоторых автомобилях, например BMW, производитель рекомендует увеличить давление, если водитель намерен ехать со скоростью более 160 км/ч.
Информацию о давлении в шинах можно найти в сервисной книжке. Если у вас нет доступа к ней, есть несколько других способов узнать, до какого значения следует накачивать колеса вашего автомобиля. Вы можете найти соответствующие графики в таких местах, как:
стойка водительской двери;
область вокруг крышки топливного бака;
багажник (обычно рядом с нишей для запасного колеса)
отсек для хранения на приборной панели.
Давление в шинах автомобиля: таблица
Диаметр шины | Рекомендуемое значение давления |
---|---|
13 | Передняя ось: 2,1-2,5 бара |
Задняя ось: 1,8-2,5 бара | |
15 | Передняя ось: 2,1-2,3 бара |
Задняя ось: 1,9-2,9 бара | |
16 | Передняя и задняя ось: 2,2-2,4 бара |
17 | Передняя ось: 2,1-2,4 бара |
Задняя ось: 2,0-2,9 бара |
Как часто нужно проверять давление в колесах?
У экспертов есть несколько советов. Прежде всего, необходимо проверять давление перед каждой длительной поездкой. Частота проверки давления в шинах также зависит от их возраста. Для шин, возраст которых не превышает 5 лет, достаточно проверять уровень раз в четыре недели. Однако на автомобилях, где DOT шин указывает на то, что им более 5 лет, рекомендуется делать это в два раза чаще.
Конечно, рекомендуется проверять и в тех случаях, когда видны различия между отдельными колесами и когда есть риск повреждения шины или обода. Почему частота проверки давления зависит от возраста шины? Все просто: со временем резина испаряется, появляются мелкие повреждения, через которые медленно, но верно выходит воздух. Возраст и тип автомобильных вентилей также играют свою роль - при негерметичных вентилях за неделю может выйти более 0,5 бар.
Еще один вопрос - условия, в которых лучше всего проверять давление в шинах. В идеале это следует делать на необогреваемых шинах. Внешние условия также имеют значение - чем ниже температура, тем меньшие значения покажет стрелка манометра. По этой причине также важно регулярно проверять давление в колесах. Незаметная разница в 10 градусов Цельсия составляет целых 0,2 бара - разумеется, эта зависимость работает в обе стороны.
Неправильное давление в шинах - риски
Правильное давление в автомобильных шинах имеет решающее значение из-за особенностей работы протектора. Он делает оптимальной поверхность соприкосновения следа шины с асфальтом. Чего это позволяет достичь? В первую очередь, конечно, это увеличивает сцепление колес с дорогой и гарантирует безопасность. В этой ситуации работают не только решения производителей шин, но и электронные помощники, такие как ABS, ESP и ASR. Кроме того, правильное давление накачки гарантирует равномерный износ колодок. Это позволит водителю в полной мере насладиться сроком службы шин, предусмотренным их разработчиками.
Недостаточное давление воздуха
Если водитель не следит за правильным давлением воздуха, шины автомобиля рано или поздно будут повреждены. Например. Если оно слишком низкое, то шины особенно сильно упираются в асфальт в боковых зонах. Неправильное давление может значительно сократить срок службы шин - эксперты говорят о четверти! А это, как правило, означает необходимость покупать новый комплект на несколько тысяч километров раньше!
Длительная езда на неправильно накачанных шинах, особенно на недокачанных, приводит к повреждению внутренней структуры шины, снижению ходовых качеств и увеличению расхода топлива - в крайних случаях на целых 0,5 л/100 км.
Недостаточное давление накачки также является причиной повышенной восприимчивости к аквапланированию. Поскольку след шины на асфальте деформируется во внутренней части, элементы протектора не могут правильно работать во время движения и, например, достаточно быстро отводить воду. Следствием слишком низкого давления является также чрезмерное выделение тепла. Пресловутая перегретая шина может даже лопнуть в худшем случае!
Слишком высокое давление в шинах
Что происходит при слишком высоком давлении? Прежде всего, структура шины становится более склонной к развитию повреждений. В результате динамичный наезд на бордюр или другое препятствие, встречающееся на дороге, может привести к трещине, удару и внезапной потере воздуха. Однако этим дело не ограничивается, поскольку перекачанные колеса делают подвеску более жесткой. Это означает, что вибрации в большей степени передаются на компоненты подвески, такие как втулки и амортизаторы, сокращая их срок службы. Кроме того, очевидным следствием этого является ухудшение управляемости. Шина со слишком большим давлением имеет протектор, расположенный полукругом. Это означает, что боковые шары выполняют лишь небольшой объем работы.
Датчики давления TPMS
Долгие годы водители почти полностью полагались на себя, чтобы следить за давлением в шинах. Заметные изменения произошли в середине второго десятилетия этого века. Именно тогда в Евросоюзе, по примеру США и Канады, установка датчиков TPMS на новые автомобили стала обязательной. Как расшифровать это название? С английского Tire Pressure Monitoring System переводится как система контроля давления в шинах.
В настоящее время используются две концепции TPMS. Первая - прямая - использует датчики, которые крепятся к вентилям, к ободу или к внутренней стороне шины. Это позволяет определить реальное (истинное) давление в данном колесе. Вторая система - косвенная - не столь точна, поскольку она не столько отслеживает реальный уровень, сколько определяет возможную потерю этого давления на основе вращения колеса (скорости). В автомобилях с косвенными датчиками предупреждающая лампочка на приборной панели лишь указывает на возможную проблему с давлением.
Как работает система TPMS на практике? На приборной панели появляется лампочка в форме сечения шины, а также восклицательный знак. Если она горит желтым цветом, давление в шинах автомобиля слишком низкое (важное замечание - желтая лампочка используется не всеми производителями). Красный - признак того, что уровень давления близок к нулю и вы не можете продолжать движение даже на низкой скорости.