Плавное начало движения, плавное ускорение без резкого разгона двигателя до максимальных оборотов и комфорт во время этих процессов - все это невозможно без трансмиссии автомобиля. Рассмотрим, как этот компонент обеспечивает вышеупомянутые процессы, а также какие типы механизмов и основные компоненты входят в состав трансмиссии.
Трансмиссия это система компонентов, включающую шестеренки, валы, фрикционные диски и другие элементы. Этот механизм устанавливается между двигателем и ведущими колесами машины. Ее задача заключается в передаче крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и регулировке скорости вращения вспомогательных валов.
При запуске двигателя маховик начинает вращаться в зависимости от оборотов коленчатого вала. Если бы он был жестко связан с ведущими колесами, старт автомобиля был бы резким, а для остановки требовалось бы выключение двигателя.
Известно, что для запуска двигателя используется энергия аккумулятора. Без коробки передач автомобиль мгновенно начал бы тратить эту энергию, что привело бы к быстрой разрядке аккумулятора.
Типы трансмиссии
Когда речь заходит о трансмиссиях, можно выделить четыре основных типа:
Механическая коробка передач. Этот тип отличается простой конструкцией и надежностью. Водитель сам выбирает передачи, что делает ее популярным выбором. Механическая коробка передач требует навыков вождения, чтобы эффективно переключать передачи.
Роботизированная. По своей сути, роботизированная трансмиссия авто очень похожа на механическую, но вместо ручного переключения передач здесь используется электроника. Она обеспечивает более плавное и точное переключение, а также может иметь режим ручного управления.
Автоматическая коробка передач. Этот тип отличается сложной структурой и автоматическим переключением передач. Она не требует от водителя ручного управления и обеспечивает более комфортное вождение. Ее недостатком является более высокая стоимость обслуживания.
Бесступенчатая. Бесступенчатая трансмиссия, также известная как вариатор, не имеет ступенчатого переключения передач. Она регулируется электроникой и обеспечивает плавное ускорение и экономию топлива.
Как работает трансмиссия автомобиля?
Принцип работы трансмиссии в автомобиле представляет собой последовательный процесс:
- Двигатель запускается за счет синхронной работы систем зажигания и подачи топлива.
- В результате попеременного сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя коленчатый вал начинает вращаться.
- Крутящий момент передается от коленчатого вала через маховик, к которому подключена корзина сцепления, на приводной вал коробки передач.
- В зависимости от типа коробки передач крутящий момент передается через подключаемые шестерни или через ремень/цепь (в случае вариатора) на ведущие колеса.
- В механической коробке передач водитель разъединяет связь маховика с первичным валом коробки передач, нажимая педаль сцепления. В автоматических коробках передач этот процесс автоматизирован.
- В механической коробке передач передаточное число изменяется путем соединения шестерен с разным числом зубьев и разным диаметром. При выборе передачи соединяется только одна пара шестерен.
- Когда крутящий момент достигает дифференциала, тяга передается на колеса с разной степенью интенсивности. Это необходимо для компенсации скорости вращения колес в повороте и на прямых участках дороги.
- В заднеприводных автомобилях крутящий момент передается на колеса через карданный вал.
- При полном приводе устанавливается раздаточная коробка, которая приводит в движение все колеса.
Некоторые модели используют подключаемую систему полного привода, которая включает блокировку межосевого дифференциала или многодисковую фрикционную муфту между осями, чтобы компенсировать буксование основной пары колес.
Почему ломается трансмиссия авто?
Наиболее распространенными поломками являются:
Затрудненное переключение скоростей, что может указывать на необходимость ремонта сцепления или регулировки троса или коромысла.
Шум при переключении в нейтральное положение, который может быть связан с поврежденным выжимным подшипником, изношенными подшипниками входного вала, неправильным трансмиссионным маслом или его недостаточным уровнем.
Износ картера сцепления.
Утечка масла из коробки передач.
Повреждение карданного вала.
Неисправность дифференциала или главного дифференциала.
Разрушение ШРУСов.
Электронные неисправности, особенно если управление трансмиссией осуществляется электронным блоком управления, что может проявиться загоранием значка неисправности двигателя на приборной панели.
Сильные толчки, удары или скрежет при переключении передач, требующие выявления причины квалифицированным специалистом.