Одной из наиболее частых причин, по которой автомобиль внезапно отказывается заводиться, является отказ системы подачи топлива. Наиболее уязвимое звено — это топливный насос. При включении зажигания не работает бензонасос — ситуация, с которой в своей практике сталкивался каждый автомастер. Разберёмся, почему так происходит, какие шаги предпринять и как грамотно устранить неисправность.
Топливный насос (или бензонасос) — это узел, отвечающий за подачу горючего из бака в мотор. Современные автомобили чаще всего оснащаются электрическими насосами погружного типа, размещёнными внутри бензобака. При включении зажигания насос должен включиться на несколько секунд — этого достаточно, чтобы создать нужное давление в системе. Если этого не происходит, мотор просто не получит необходимое количество топлива, и запуск станет невозможным.
Когда вы включаете зажигание, в районе заднего сиденья (где находится лючок бензобака) должен быть слышен характерный гул — он означает, что насос работает. Если тишина — ищем проблему дальше. Зачастую причина — не качает бензонасос из-за отсутствия электропитания или механического износа.
Проверка электросети и реле бензонасоса
Первое, на что стоит обратить внимание — реле бензонасоса. Именно оно подаёт питание на насос в момент включения зажигания. Часто встречаемые признаки неисправности реле бензонасоса включают:
щелчок при включении зажигания отсутствует;
периодическая работа насоса — то включается, то нет;
подгоревшие контакты внутри реле;
следы окисления на разъёмах.
Чтобы точно убедиться в его работоспособности, автомастер извлекает реле и проверяет его с помощью мультиметра. Важно также убедиться в отсутствии перегоревших предохранителей — это быстро выявляется по схеме блока предохранителей.
Следующий шаг — добраться до самого бензонасоса. В большинстве авто это делается через лючок под задним сиденьем. Здесь мы проверяем подачу напряжения на клеммы насоса при включённом зажигании. Если напряжение отсутствует — причина, вероятно, в обрыве проводки, неисправном реле или системе блокировки (например, иммобилайзер или сигнализация). Если питание есть, но насос не гудит — это уже верный признак его выхода из строя.
Почему при включении зажигания не работает бензонасос?
Сгорел предохранитель — легко выявляется и устраняется.
Неисправное реле бензонасоса — встречается часто, особенно в старых автомобилях.
Обрыв или замыкание проводки — из-за вибраций, коррозии или вмешательства грызунов.
Сбои в работе системы сигнализации или иммобилайзера — блокировка питания на насос.
Засорение или механический износ самого насоса — крыльчатка может заклинить, электродвигатель — перегореть.
Что делать, если не качает бензонасос?
Если вы уверены, что питание на насос подаётся, но при этом нет гула и давления, скорее всего, он вышел из строя. На этом этапе мы рекомендуем провести демонтаж и подключение напрямую от аккумулятора — если реакции нет, насос под замену. Также обязательно проверьте топливный фильтр и сетку грубой очистки — засоры могут мешать свободному проходу топлива и перегружать насос.
Чтобы не столкнуться снова с ситуацией, когда при включении зажигания не работает бензонасос, следуйте простым рекомендациям:
Не ездите с почти пустым баком — бензин служит охлаждающей жидкостью для насоса.
Заправляйтесь только на проверенных АЗС — грязное топливо убивает насос и фильтры.
Своевременно меняйте фильтры тонкой очистки.
Проверяйте электрику и реле при первых признаках нестабильной работы двигателя.
Вопросы с подачей топлива всегда требуют точной диагностики. Игнорировать сигналы вроде затруднённого запуска, рывков при движении, слабого отклика на газ — нельзя. Признаки неисправности реле бензонасоса, обрыв цепи, загрязнение фильтров или износ самого насоса — всё это решаемо, если действовать методично. Как автомастер, я рекомендую не откладывать визит в сервис, ведь своевременное вмешательство сэкономит вам и деньги, и время.