Зимние условия вождения предъявляют особые требования к состоянию автомобиля, и одна из ключевых задач для водителя — поддержание правильного давления в шинах. Контроль давления в шинах зимой критически важен, так как оно влияет не только на управляемость и сцепление с дорогой, но и на безопасность водителя и пассажиров. Пренебрежение этим аспектом может привести к нежелательным последствиям, включая аварийные ситуации на скользкой дороге. Давайте детально рассмотрим, как ведет себя давление в шинах при низких температурах, какие факторы учитывать при подкачке и как избежать типичных ошибок.
Почему давление в шинах зимой особенно важно?
Основная функция автомобильных шин — обеспечение надежного сцепления с дорожным покрытием, и это возможно только при оптимальном уровне давления. При изменении давления пятно контакта шины с дорогой меняется, что влияет на управляемость, тормозной путь и устойчивость автомобиля. В зимних условиях, когда дороги покрыты льдом или снегом, это особенно важно, так как любое отклонение от нормы может снизить сцепные свойства покрышек и увеличить риск заноса.
Согласно исследованиям, недостаточное давление в шинах зимой увеличивает тормозной путь и снижает устойчивость. Это связано с тем, что недокачанные шины создают большее сопротивление качению, что приводит к повышенному износу боковых частей покрышек и неравномерному стиранию протектора. С другой стороны, перекачка шин зимой уменьшает площадь контакта с дорогой, что также снижает сцепление, но в некоторых условиях может помочь улучшить работу шипов.
Влияние температуры на давление в шинах
Зимой давление в шинах значительно снижается из-за понижения температуры воздуха. По законам физики, при охлаждении газ сжимается и уменьшает давление в замкнутом пространстве, что приводит к уменьшению упругости покрышек. Этот процесс заметен уже при небольшом снижении температуры: падение давления составляет около 0,1 атмосферы на каждые 8 градусов понижения температуры. В итоге, если давление было откалибровано при +20 °C, при температуре -10 °C оно упадет на 0,3-0,4 атмосферы. Это важно учитывать при обслуживании автомобиля в теплых гаражах или на закрытых СТО, так как после выезда на улицу покрышки могут потерять давление, что создаст риск недостаточной накачки.
Оптимальное давления в шинах зимой
Давление в шинах зимой следует устанавливать, ориентируясь на рекомендации производителя автомобиля. Ответ на вопрос какое давление держать в зимних шинах, обычно указан в инструкции по эксплуатации, а также на табличке, размещенной на лючке бензобака или в дверном проеме со стороны водителя. Зачастую передние и задние колеса имеют разные рекомендуемые значения давления, и на это стоит обратить внимание.
Однако для зимнего времени многие специалисты рекомендуют добавлять к рекомендованному производителем значению 0,2 атмосферы. Это компенсирует уменьшение давления при охлаждении воздуха в шинах и обеспечивает более стабильное поведение автомобиля на скользкой дороге. Примерно на 0,2-0,3 атмосферы выше норматива рекомендуют качать шины тем, кто хранит авто в теплом гараже — такой запас давления нивелирует эффект «перехода» машины из тепла в холод, и давление остается в пределах нормы.
Последствия неправильного давления в зимних условиях
Недокачанные шины — это повышенный тормозной путь и плохая устойчивость. В условиях гололеда и на заснеженных дорогах управляемость резко ухудшается, что делает машину склонной к заносам и ухудшает контроль при маневрах. К тому же недокаченные шины быстрее изнашиваются, особенно по бокам, и их сопротивление качению увеличивается, что ведет к увеличению расхода топлива.
Перекачка шин также влечет за собой негативные последствия. Уменьшенное пятно контакта из-за чрезмерного давления приводит к неравномерному износу, преимущественно по центру протектора, и снижает эффективность торможения. Вдобавок, чрезмерное давление вызывает «скольжение» автомобиля по дороге, делая торможение менее уверенным. Слишком высокое давление может привести к разрыву шины, особенно если она имеет дефекты, такие как порезы или грыжи, что при движении на высокой скорости грозит аварийной ситуацией.
Как правильно измерять давление в зимних шинах?
Измерение давления в шинах лучше всего производить «на холодных» покрышках, которые не эксплуатировались минимум пару часов. Это правило особенно важно зимой, так как даже небольшая поездка может нагреть шины, и показатели давления будут отличаться от реальных значений. Если измерение проводится после длительного простоя автомобиля на улице, результаты будут наиболее точными.
Для измерения давления рекомендуется использовать манометр. Наиболее точными являются стрелочные или цифровые модели, так как механические манометры имеют погрешность около 0,5 атмосферы, что может значительно исказить результаты.
Типичные ошибки при контроле давления
Неплотное соединение манометра с вентилем. Если воздух выходит из колеса, пока прибор подсоединен, данные будут неточными.
Неправильное снятие и установка колпачка вентиля. При попадании грязи или песка в вентиль измерения будут искажены. Всегда проверяйте чистоту колпачка и вентиля.
Проверка давления на разогретых шинах. После поездки давление может быть выше реального, и если подкачать шины сразу после движения, позже оно окажется ниже нормы.
Для постоянного мониторинга давления в шинах можно использовать системы автоматического контроля, которые показывают водителю актуальные данные. Такие системы бывают двух видов:
Внутренние системы с датчиками внутри колес. Они передают данные на блок управления, установленный в салоне.
Внешние системы, где датчики устанавливаются на вентиль колеса.
Использование автоматических систем давления позволяет избежать неприятностей, связанных с внезапной потерей давления, и помогает поддерживать безопасный уровень давления без необходимости частых проверок.
В отдельных случаях в условиях глубокого рыхлого снега немного сниженое давление помогает увеличить пятно контакта, что улучшает проходимость автомобиля. Рекомендуемое понижение составляет примерно 0,5 атмосферы, но важно не забывать, что такой прием уменьшает устойчивость шин к боковым нагрузкам. Поэтому следует избегать резких поворотов, чтобы избежать разбортирования шины.