Выброс масла через сапун – распространённая проблема, сигнализирующая о нарушениях в работе двигателя. Этот симптом указывает на повышенное давление в картере, возникающее из-за износа поршневой группы, неисправности вентиляции картера или других факторов. Если вовремя не устранить причину, это может привести к увеличению расхода масла, потере мощности и серьезным повреждениям двигателя.
Почему гонит масло через сапун на дизеле?
Износ поршневой группы
Частая причина заключается в износе поршневых колец и цилиндров. Со временем элементы теряют свою герметичность, что приводит к прорыву газов из камеры сгорания в картер. Это создает избыточное давление, в результате чего масло начинает выходить через сапун.
Основные признаки износа – потеря мощности, повышенный расход масла, сине-серый дым из выхлопной трубы и падение компрессии. Для диагностики проводят замер компрессии и эндоскопическое обследование цилиндров. В большинстве случаев необходим капитальный ремонт двигателя: замена поршневых колец, гильзовка цилиндров или даже замена блока.
Закоксованные или залегшие поршневые кольца
Долговременная эксплуатация двигателя с несвоевременной заменой масла приводит к образованию нагара на поршневых кольцах. Они теряют эластичность, что нарушает герметичность и способствует прорыву газов в картер. Это приводит к увеличению давления, из-за чего масло выбрасывается через сапун.
Определить проблему можно по резкому увеличению расхода масла, потере мощности и густому дыму из выхлопной трубы. Устранить неисправность можно с помощью раскоксовки – специальных химических составов, растворяющих отложения. Если это не помогает, требуется разборка двигателя и механическая чистка или замена деталей.
Засорение системы вентиляции картера
При нормальной работе двигателя вентиляция картера отводит избыточные газы, не допуская повышения давления. Если шланги или клапан вентиляции засорены, картерные газы не могут свободно выходить, что приводит к нагнетанию давления и выбросу масла через сапун.
Эту проблему можно выявить по повышенному давлению масла, масляным подтёкам и усиленному дымлению при открытии крышки маслозаливной горловины. Для устранения неисправности необходимо промыть или заменить вентиляционные шланги, прочистить клапан вентиляции и проверить работоспособность маслопомойника.
Повышенный уровень масла в картере
Избыточное количество масла приводит к его вспениванию, что может спровоцировать выброс через сапун. Особенно это характерно для турбированных дизельных двигателей, где давление в системе смазки выше, чем у атмосферных моторов.
Определить проблему можно по масляным подтёкам, увеличенному расходу масла и появлению белого или голубого дыма из выхлопной трубы. Решение – проверка и корректировка уровня масла, использование масла с рекомендуемой вязкостью и допусками.
Износ маслосъёмных колпачков
При повреждении или износе маслосъёмных колпачков масло начинает проникать в камеру сгорания, частично выводясь через систему вентиляции картера.
Проявляется эта неисправность усиленным дымлением при холодном старте, увеличенным расходом масла и масляным налётом на свечах зажигания. Для устранения проблемы требуется замена маслосъёмных колпачков и проверка направляющих втулок клапанов.
Что делать, если гонит масло через сапун дизель?
Перед началом ремонта необходимо провести комплексную диагностику двигателя. Для этого проверяют компрессию, состояние системы вентиляции картера и анализируют выхлопные газы. Если в выхлопе присутствует голубой дым, это указывает на повышенный расход масла. Эндоскопия цилиндров позволяет визуально оценить состояние поршней и стенок цилиндров.
Чтобы минимизировать риск выброса масла через сапун, важно использовать качественное моторное масло с правильной вязкостью, регулярно проверять его уровень и следовать регламенту замены. Система вентиляции картера требует периодической очистки, а при первых признаках увеличенного расхода масла необходимо провести диагностику.
Выброс масла через сапун – это сигнал о проблемах с двигателем, который нельзя игнорировать. Основные причины – износ поршневой группы, засорение вентиляции картера, превышение уровня масла или износ маслосъёмных колпачков. Грамотная диагностика и своевременный ремонт помогут избежать серьёзных последствий и продлить срок службы двигателя.