Омыватель лобового стекла – это одна из тех автомобильных систем, о которой водители часто вспоминают только в момент её отказа. В то время как в большинстве случаев неисправность омывателя заднего стекла можно пережить, не работающий передний омыватель представляет собой серьёзную угрозу для безопасности на дороге. В этой статье мы подробно рассмотрим устройство системы, возможные причины почему не работает омыватель лобового стекла и предложим практические рекомендации по диагностике и ремонту.
Устройство системы омывателя лобового стекла
Для начала давайте разберёмся с тем, как устроена система омывателя лобового стекла. Она состоит из следующих ключевых элементов:
Бачок для жидкости - обычно располагается в моторном отсеке автомобиля и служит резервуаром для омывающей жидкости.
Насос омывателя - электромеханическое устройство, которое отвечает за подачу жидкости из бачка к форсункам через трубки. Насос создаёт давление, необходимое для распыления жидкости на лобовое стекло.
Форсунки - расположенные на капоте машины, они распыляют омывающую жидкость на поверхность стекла.
Электродвигатель и проводка - подключён к электрической системе автомобиля, обеспечивая работу всей системы по команде водителя.
Предохранители и реле - защищают систему от перегрузок и замыканий.
Почему не работает омыватель лобового стекла?
Теперь, когда у нас есть понимание устройства системы, рассмотрим наиболее распространённые причины, по которым омыватель лобового стекла может перестать работать.
Отсутствие омывающей жидкости - это самая очевидная и легко устранимая проблема. Если в бачке нет жидкости, система не сможет выполнять свои функции. Часто водители забывают проверить уровень жидкости, особенно перед длительными поездками.
В холодное время года омывающая жидкость может замерзнуть, если не была своевременно заменена на зимнюю. Это приводит к тому, что насос работает впустую, а форсунки остаются сухими.
Со временем в форсунках могут накопиться грязь, пыль, известковый налёт, что препятствует нормальному распылению жидкости. Особенно это актуально, если вместо специальной жидкости использовалась обычная вода.
Если насос не издаёт характерного жужжания при активации системы, это может указывать на его поломку. Насос может выйти из строя из-за перегрева, попадания внутрь грязи или просто износа.
Резиновые или пластиковые трубки, по которым жидкость поступает к форсункам, могут со временем треснуть, порваться или перекрутиться. Это приведёт к утечке жидкости или недостаточному давлению в системе.
Если насос омывателя не получает электричества, причиной может быть перегоревший предохранитель. Это часто случается при коротком замыкании или перегрузке системы.
Со временем электродвигатель, приводящий в движение насос, может выйти из строя. Также возможны повреждения проводки, что приведёт к нарушению подачи электричества к системе.
Диагностика неисправностей
Для точного определения причины неисправности нужно провести комплексную диагностику. Вот несколько шагов, которые помогут в этом процессе:
Начните с самого простого - откройте капот и убедитесь, что в бачке достаточно жидкости. Если её нет, долейте и попробуйте запустить систему снова.
Включите систему омывателя и прислушайтесь к работе насоса. Если он не издаёт звуков или слышно необычное жужжание, это может указывать на его поломку или засорение.
Найдите блок предохранителей в автомобиле (обычно он находится под приборной панелью или под капотом) и проверьте состояние предохранителя, отвечающего за работу омывателя. Если предохранитель перегорел, его замена может решить проблему.
Проверьте состояние трубок, подающих жидкость к форсункам. Убедитесь, что они не перекручены, не порваны и не имеют утечек. Если форсунки забиты грязью, попробуйте их прочистить сжатым воздухом или иголкой.
Используйте мультиметр для проверки подачи электричества к насосу. Если электричество не поступает, причиной может быть неисправная проводка или реле.
Что делать, когда не работает стеклоомыватель?
Если установлена причина, почему неисправна система омывания лобового стекла, следующим шагом будет её устранение. В зависимости от характера неисправности можно предпринять различные действия. Например, если причиной проблемы является отсутствие жидкости, достаточно просто долить её и продолжить эксплуатацию автомобиля. В случае если насос не работает даже при подаче электричества, вероятнее всего, его потребуется заменить. Стоимость нового насоса варьируется в зависимости от модели авто, но обычно это доступный по цене элемент.
Засоренные форсунки можно попытаться прочистить, однако, если это не помогает, проще и эффективнее заменить их на новые, особенно если их стоимость невысока. Если повреждены трубки, которые подают жидкость, их необходимо заменить, а также проверить все соединения на наличие утечек и при необходимости герметизировать их. Перегоревший предохранитель также может быть причиной неисправности. В этом случае его замена может вернуть систему к жизни. Если же проблема повторяется, следует проверить электропроводку на наличие замыканий.
Чтобы избежать замерзания жидкости, рекомендуется использовать зимнюю омывающую жидкость, устойчивую к низким температурам. Это поможет предотвратить замерзание и связанные с этим проблемы.
Для профилактики неисправностей системы омывателя лобового стекла важно регулярно проводить её обслуживание. Регулярно проверяйте уровень жидкости и своевременно доливайте её, особенно перед длительными поездками. Перед наступлением холодов переходите на зимнюю жидкость, чтобы избежать замерзания системы. Проводите регулярный осмотр форсунок и трубок на предмет засорений и повреждений. При первых признаках засорения форсунок очищайте их сжатым воздухом или специальными средствами. Защищайте автомобиль от экстремальных погодных условий, например, храните машину в гараже или используйте защитные покрытия, чтобы избежать замерзания и износа системы.