Оппозитный двигатель, несмотря на свою уникальную конструкцию, функционирует по тем же принципам, что и другие бензиновые двигатели. Он может иметь как непрямой многоточечный впрыск (MPI), так и прямой впрыск топлива, а также оснащаться турбонаддувом и работать на сжиженном газе.
Принцип работы оппозитного двигателя основывается на возвратно-поступательном движении поршней, расположенных попарно под углом 180 градусов друг к другу. Это движение синхронизировано, что обеспечивает плавную работу двигателя и значительно уменьшает вибрацию.
Хотя в течение многих лет бензиновые оппозитные двигатели оставались доминантными, это не означает, что дизельные аналоги не выпускались. Одним из примеров является 2,0-литровый дизельный оппозитный двигатель EE20, разработанный компанией Subaru. Этот двигатель, как и другие дизельные двигатели других производителей, использует систему впрыска Common Rail, оснащен турбокомпрессором и сажевым фильтром DPF.
Современные оппозитные двигатели, оснащенные непосредственным впрыском и турбонаддувом, не только выступают самостоятельными силовыми агрегатами, но и используются в составе гибридных систем. Их совместная работа с электродвигателем, который черпает энергию из литий-ионной батареи, и бесступенчатой автоматической коробкой передач (система e-boxer в автомобилях Subaru) позволяет значительно повысить экономность и экологичность транспортного средства.
Где используют оппозитный двигатель?
Японский производитель не единственный, кто использовал и продолжает использовать эти силовые агрегаты.
Двигатель оппозитный использовались под капотами многих известных и культовых машин, в частности Citroen 2CV и Volkswagen Beetle. Стоит отметить, что оппозитный двигатель был изобретен Карлом Бенцом в 1896 году. Несмотря на это, он не получил большого признания со стороны Mercedes Benz.
Оппозитный двигатель можно найти в следующих автомобилях:
Alfa Romeo: Alfasud, 33, 145, 146.
Citroen: 2 CV.
Lancia: Flavia, Gamma.
Porsche: 911, 914, Boxster, Cayman.
Subaru: Impreza, Forester, SVX, Tribeca, Legacy.
Volkswagen: Beetle, Karman Ghia, 1500, T1, T3.
Многие модели мотоциклов
Чем отличаются оппозитные двигатели от других силовых агрегатов?
Оппозитный двигатель кардинально отличается от традиционных бензиновых и дизельных моторов. Вместо вертикального движения поршней, он использует горизонтальное, где они движутся в противоположных направлениях, с одной стороны на другую. Эта уникальная система с попарно расположенными поршнями и коленчатым валом между ними делает оппозитный двигатель более компактным и обладает низким центром тяжести. Такая конструкция обеспечивает лучшую управляемость и устойчивость, что делает езду более приятной и безопасной.
Какие преимущества имеет оппозитный двигатель?
Оппозитный двигатель обладает целым рядом уникальных преимуществ, которые делают его выгодным выбором для многих автолюбителей:
Оппозитный двигатель отличается значительно меньшей вибрацией, по сравнению со стандартными двигателями. Секрет этой плавности хода кроется в уникальной работе поршневой системы. Поршни, движущиеся в противоположных направлениях, генерируют силы инерции, которые уравновешивают друг друга. Этот феномен нивелирует вибрацию, делая работу двигателя более плавной и комфортной для водителя и пассажиров. Благодаря этой особенности, оппозитные двигатели характеризуются меньшим сопротивлением, что делает езду еще более приятной.
Такой двигатель отличается превосходной отзывчивостью на нажатие педали акселератора. Это обусловлено его компактными размерами и низкой инерцией вращающихся масс.
Он имеет нестандартную форму, будучи короче и ниже, но шире, чем рядные двигатели. Эта особенность дает дизайнерам больше свободы при проектировании переднего капота и моторного отсека, делая возможными оригинальные и элегантные решения.
Благодаря своей конструкции, двигатель оппозитный можно установить так, чтобы его центральная линия совпадала с центральной линией машины. Это способствует оптимальному расположению центра масс, что, в свою очередь, улучшает управляемость, делая поведение автомобиля более устойчивым и предсказуемым.
Специфическая форма оппозитного двигателя делает его более безопасным в случае лобового столкновения. При сильном ударе двигатель зажимается между стенкой перегородки и полом, не причиняя вреда водителю и пассажирам.
Оппозитные двигатели, как правило, имеют меньший вес и компактные размеры, что может благоприятно влиять на экономичность и экологичность авто. Их также считают более износостойкими и долговечными, способными выдерживать значительные нагрузки.
Какие недостатки имеет двигатель оппозитного типа?
Горизонтальное расположение цилиндров приводит к тому, что масло может стекать в камеры сгорания, что может привести к повышенному потреблению масла и задымлению.
Износ уплотнений: Чем сложнее механизм, тем больше уплотнений (вкладыши распределительного вала), которые со временем могут пропускать масло.
Усложненное обслуживание: Специфическая форма и расположение двигателя затрудняют доступ ко многим узлам, даже для таких базовых операций, как замена свечей зажигания.
Демонтаж дополнительных компонентов: Для доступа к катушкам зажигания и свечам зажигания может потребоваться снимать аккумулятор, воздушный фильтр, другие компоненты, а иногда и колесные арки.
Сложность замены уплотнений: Замена изношенных уплотнителей клапанной крышки (два на этом двигателе) становится еще более проблематичной из-за сложного доступа, что делает ремонт дорогим.