Тормозная система - одна из важнейших частей любого автомобиля, и от её правильной работы напрямую зависит безопасность на дороге. Один из ключевых элементов тормозной системы - направляющие суппорта. Эти детали обеспечивают свободное перемещение тормозного цилиндра, и их исправная работа критически важна для правильного функционирования всей системы. Направляющие должны быть смазаны правильно, ведь любые посторонние звуки, заклинивания или неравномерный износ колодок зачастую связаны именно с ними.
Почему нужно смазывать направляющие суппортов?
Главная задача направляющих - обеспечивать плавное и равномерное перемещение суппорта. Если направляющие заедают, это приводит к перекосу и некорректной работе тормозных колодок: они могут прижиматься к диску под неправильным углом или неравномерно изнашиваться. Это может вызвать проблемы с торможением - от скрипа до полного отказа тормозов. Именно поэтому регулярное обслуживание направляющих, включая их смазку, является обязательной процедурой при замене колодок.
При замене колодок важно проверять состояние направляющих. В идеале цилиндр должен перемещаться плавно с небольшим усилием. Если движение затруднено, возможны две причины: старая смазка загустела или направляющие загрязнены из-за повреждения резинового пыльника. В обоих случаях узел нужно разобрать, очистить и заново смазать.
Какие смазки НЕ следует использовать?
Первая ошибка, которую совершают автовладельцы - использование неподходящих смазочных материалов. Важно помнить, что направляющие работают в условиях высоких температур, повышенной влажности и подвержены воздействию агрессивных химических реагентов (соль, реагенты на дороге и т.п.). Поэтому выбор смазки для направляющих суппортов должен быть тщательным.
Неподходящими вариантами являются любые варианты на минеральной основе, такие как литол, солидол, графитовая или медная смазки. Такие продукты могут нанести больше вреда, чем пользы. Минеральные разрушают резиновые чехлы направляющих, вызывая их разбухание, что приводит к утрате эластичности и нарушению герметичности. Кроме того, эти смазки быстро теряют свои свойства при высоких температурах - они высыхают и могут закоксоваться, что приводит к заклиниванию направляющих.
И ещё одна ошибка - наносить слишком много смазки. Излишки могут попасть на рабочие поверхности тормозных колодок, что вызовет проблемы с торможением и снизит эффективность работы системы.
Чем смазать направляющие суппорта?
Правильная смазка должна отвечать ряду требований:
Быть стойкой к высоким температурам (диапазон от -40 до +200°C и выше);
Обладать влагоустойчивыми и антикоррозионными свойствами;
Не разрушать резиновые элементы, такие как пыльники направляющих;
Быть устойчивой к высоким нагрузкам и малым перемещениям;
Обеспечивать длительную защиту от износа и заедания направляющих.
На рынке представлено несколько типов смазок, которые удовлетворяют этим критериям. Разделим их на три основные группы.
1. Силиконовые смазки
Это наиболее предпочтительный вариант, особенно для современных автомобилей. Силиконовые смазки отлично подходят для резиновых и пластиковых элементов, что делает их идеальными для использования в направляющих суппорта, где много резиновых пыльников и уплотнений. Они обладают высокой термостойкостью, не боятся влаги и агрессивных сред, а также не повреждают резиновые чехлы. Силиконовые смазки долговечны и обеспечивают отличное скольжение при малых перемещениях.
Пример хорошей силиконовой смазки - SLIPKOTE® 220-R. Это американская разработка, которая защищает направляющие не только от износа, но и от коррозии. Она устойчива к воде, соли и агрессивным реагентам, что особенно актуально для использования в суровых климатических условиях. Эту смазку также рекомендуют такие производители, как Toyota и Pennzoil.
2. Синтетические смазки с высокими термостойкими характеристиками
Эти смазки также отлично подходят для направляющих суппортов. Они содержат синтетическое масло с пакетами присадок, которые предотвращают окисление, коррозию и обеспечивают долгосрочную защиту. Эти смазки выдерживают высокие температуры, сохраняя свою структуру и свойства, что критично в условиях интенсивного торможения.
Примеры:
Liqui Moly Anti-Quietsch-Paste. Хотя эта смазка часто используется как антискрипная паста для тормозных колодок, её также можно применять для направляющих. Её высокая термостойкость делает её универсальным продуктом.
Permatex Ultra Disk Brake Caliper Lube - ещё один качественный продукт, обладающий отличными влагозащитными свойствами и предназначенный для работы в условиях высоких температур.
3. Смазки на основе керамики
Это ещё одна категория, которая хорошо зарекомендовала себя в тормозных системах, особенно в местах с металлическим трением. Керамические смазки содержат микроскопические частицы керамики, которые обеспечивают плавное скольжение и выдерживают температуры до +1200°C. Они подходят для металлов, но использовать их на резиновых деталях, таких как направляющие суппорта, не рекомендуется, так как они могут разрушить резиновые элементы.
Алгоритм смазки направляющих суппортов
Для начала необходимо снять суппорт и вынуть направляющие.
Перед нанесением новой смазки нужно удалить старую. Лучший способ - использовать аэрозольный очиститель для тормозных механизмов, который удалит остатки старой смазки и загрязнений.
Важно проверить состояние пыльников и направляющих. Если на пыльниках есть трещины или разрывы, их необходимо заменить. Направляющие пальцы должны легко двигаться, если они повреждены или сильно изношены - потребуется замена.
Наносите смазку тонким слоем, около 1 мм, чтобы избежать излишков. Используйте примерно 5 граммов на пару направляющих.
Установите направляющие обратно и убедитесь, что они свободно перемещаются. Не забудьте проверить герметичность пыльников.