Вспенивание антифриза — это явление, с которым хотя бы раз сталкивался практически каждый автовладелец. Оно указывает на неисправности в системе охлаждения и может привести к серьёзным последствиям, если оставить проблему без внимания. Давайте разберёмся, почему пенится антифриз, какие это имеет последствия и как устранить проблему.
Пенится антифриз: причины
Несоответствие охлаждающей жидкости требованиям автопроизводителя Каждый автомобиль требует использования определённого типа антифриза. Несоответствие характеристик жидкости заводским рекомендациям может привести к вспениванию. Особенно это касается дешёвых и некачественных составов, содержащих несовместимые компоненты.
Смешивание несовместимых типов антифризов Современные охлаждающие жидкости различаются по базовым компонентам и наборам присадок. Смешивание разных типов (например, G11 и G12) может вызвать химическую реакцию, в результате которой образуются осадки, пузырьки воздуха и пена. Это снижает эффективность охлаждения и может повредить детали системы.
Истечение срока службы антифриза Со временем присадки в составе антифриза теряют свои свойства. Это касается антипенных, антикоррозионных и антиокислительных добавок. Старый антифриз при взаимодействии с воздухом и загрязнениями внутри системы начинает пениться, что указывает на необходимость его замены.
Неисправность прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) Прогоревшая или повреждённая прокладка ГБЦ нарушает герметичность между системами охлаждения, смазки и цилиндров. Это может привести к попаданию выхлопных газов в систему охлаждения, что вызывает бурление и вспенивание антифриза. Кроме того, масло и антифриз могут смешиваться, образуя эмульсию.
Пена в системе охлаждения образуется из-за появления мелких воздушных пузырьков в охлаждающей жидкости. Основными причинами этого явления являются нарушение химической стабильности антифриза, попадание воздуха в систему через негерметичные соединения, химические реакции, возникающие при смешивании несовместимых жидкостей, а также контакт антифриза с выхлопными газами или моторным маслом. Цвет пены может варьироваться от белого до бурого, что зависит от характера проблемы и качества используемой охлаждающей жидкости.
Чем опасно вспенивание антифриза?
Вспенивание охлаждающей жидкости отрицательно сказывается на работе системы охлаждения и двигателя в целом. Вот основные последствия:
Снижение эффективности теплоотвода. Воздушные пузырьки ухудшают циркуляцию жидкости, что может привести к перегреву двигателя.
Потеря защитных свойств антифриза. Пена свидетельствует о разрушении присадок, которые предотвращают коррозию и образование отложений.
Повышенный износ двигателя. При попадании антифриза в масло или наоборот, ухудшаются смазывающие свойства, что увеличивает трение и износ деталей.
Увеличение расхода топлива и снижение мощности двигателя из-за неправильного охлаждения и потерь тепла.
Риск повреждения радиатора и других элементов системы охлаждения из-за разгерметизации и повышения давления.
Что делать когда антифриз пенится?
Замена антифриза требуется, если проблема связана с некачественной или устаревшей охлаждающей жидкостью. Для этого нужно слить старый антифриз, сняв нижний патрубок радиатора, и промыть систему дистиллированной водой с добавлением лимонной кислоты или специального очистителя. Процедуру промывки следует повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. После этого заливается новый антифриз, рекомендованный производителем автомобиля.
Проверка герметичности системы охлаждения включает осмотр на отсутствие утечек и негерметичных соединений. Особое внимание уделяется состоянию патрубков, радиатора и крышки расширительного бачка.
Если в антифриз попадают выхлопные газы или масло, это свидетельствует о проблемах с прокладкой головки блока цилиндров (ГБЦ). В таком случае необходима замена прокладки, что включает демонтаж головки блока, её проверку на целостность и сборку с соблюдением технологии.
Для правильного функционирования системы охлаждения важно использовать качественный антифриз. Жидкость следует покупать только у проверенных поставщиков, избегать смешивания разных типов антифризов и проводить замену согласно рекомендациям автопроизводителя (обычно каждые 2–3 года или 50–60 тыс. км пробега).
Для профилактики вспенивания антифриза необходимо придерживаться следующих правил: использовать качественный антифриз в соответствии с рекомендациями производителя, регулярно проверять уровень и состояние жидкости, не допускать перегрева двигателя и своевременно диагностировать систему охлаждения при первых признаках неисправностей, таких как бурление в расширительном бачке, образование пены или запах выхлопных газов.