Сцепление - это неотъемлемый элемент трансмиссии автомобиля, своеобразный мост между двигателем и коробкой передач. Оно отвечает за плавное соединение и разъединение коленвала двигателя и первичного вала коробки передач. От его исправности зависит комфорт управления, динамика разгона и эффективность работы силового агрегата в целом. Но со временем или вследствие неправильной эксплуатации сцепление может давать сбои, одним из самых распространенных проявлений которых является буксование. Поэтому давайте разберемся почему буксует сцепление?
Что такое пробуксовка сцепления
Буксование сцепления, также известное как "пробуксовка", характеризуется тем, что во время отпускания педали мотор все еще передает крутящий момент на КП, хотя водитель чувствует, что сцепление уже полностью выключено. Это проявляется в виде:
Снижения мощности и приемистости автомобиля. Даже при сильном нажимании педали газа, двигательные обороты возрастают, но ощутимого ускорения нет.
Запаха горелого от фрикционных накладок сцепления, которые подвергаются повышенному трению из-за пробуксовки.
Трудностей с переключкой передач. По причине не полной остановки валов коробки передач при выключении сцепления, вхождение передач может сопровождаться посторонним шумом или даже заклиниванием.
Почему буксует сцепление в машине?
Самая распространенная проблема, почему случается пробуксовка сцепления- это изнашивание фрикционных накладок ведомого диска. Эти накладки - расходный материал, который со временем стирается под воздействием трения. Когда их толщина становится меньше минимально допустимой, сцепление перестает эффективно давать момент кручения. Попадание рабочих жидкостей или масел на фрикционные накладки может произойти из-за утечки из двигателя или неисправности основного цилиндра сцепления (для гидравлического привода). Смазка снижает коэффициент трения накладок, что ведет к пробуксовке. Недостаточный ход педали бывает из-за неправильной регулировки привода сцепления, износа или поломки его компонентов (трос, главный цилиндр, вилка выключения). Когда педаль не доходит до конца своего рабочего хода, диск сцепления не полностью отходит от маховика, что вызывает буксование. Воздух снижает давление в системе, из-за чего выжимной подшипник не может создать достаточного усилия для полного отключения сцепления. Изнашивание или выход из строя остальных элементов. Выжимной подшипник, диафрагменная пружина, вилка выключения. Изношенные детали не могут обеспечить необходимое усилие для выключения сцепления.
Диагностика буксования сцепления
Точный диагноз почему буксует сцепление может установить только квалифицированный автомеханик после осмотра и диагностики автомобиля. Иногда может понадобиться замена сцепления авто. Но есть несколько простых способов, которые помогут вам самостоятельно определиться с необходимостью обращения на СТО:
Загоните автомобиль на ровный участок с небольшим уклоном (около 10 градусов). Выключите передачу, полностью выжмите педаль сцепления и двигайтесь вверх. Если сцепление буксует, автомобиль будет скатываться назад, хотя вы будете держать педаль сцепления выжатой.
Измерение толщины фрикционных накладок. Этот метод требует частичной разборки сцепления. Если толщина накладок меньше минимально допустимой, их необходимо будет заменить.
Осмотрите диск сцепления, корзину и выжимной подшипник на наличие повреждений, трещин, масляных пятен.