Сапунение двигателя — один из тех симптомов, которые настораживают владельца автомобиля. Особенно тревожно, когда из заливной горловины на прогретом моторе идет сизый дым, а через шланг вентиляции картерных газов выбрасывается масляная взвесь. Однако ситуация становится особенно неоднозначной, когда двигатель сапунит, но масла не расходует. На первый взгляд это противоречие, но на практике такое встречается нередко. Разберем, почему так происходит, что это может значить, и какие действия стоит предпринять.
Что такое сапунение?
Сапунение — это процесс выхода картерных газов через систему вентиляции картера (обычно через клапан или шланг, в простонародье — «сапун»). Эти газы — продукт прорыва сгораемой смеси через компрессионные кольца в картер двигателя. Вместе с газами может выноситься масляный туман, что приводит к загрязнению внешних частей двигателя, интеркулера и впуска.
Двигатель сапунит, но масло не ест — в чем подвох?
Если из сапуна активно выходят газы или виден дым, но расход масла остается в пределах нормы, это может означать следующее:
1. Износ ЦПГ на начальной стадии. Даже при сохранении компрессии, возможно увеличение прорыва газов в картер через поршневые кольца, особенно если они начали терять подвижность. Это характерно для двигателей после долгой работы на низких нагрузках, с плохим топливом или при недостаточной температуре сгорания. Масло может при этом не уходить, потому что маслосъемные кольца ещё справляются с задачей.
2. Залегание поршневых колец. Если компрессионные кольца теряют подвижность (залегают), они перестают плотно прилегать к стенкам цилиндра. Это увеличивает прорыв газов в картер, но при этом масло может не попадать в камеру сгорания — особенно если маслосъемные кольца очищены или еще не пострадали. В таком случае ну3жно провести раскоксовку колец, например, с использованием средств вроде Xado Atomex TotalFlush или VitaFlush, которые очищают поршневые канавки и восстанавливают подвижность колец без необходимости разборки двигателя.
3. Засорение или неисправность системы вентиляции картерных газов (PCV). Клапан вентиляции картерных газов может залипнуть, особенно при образовании отложений из-за плохого масла или перегрева. В открытом положении — во впуск идет лишний воздух и масло; в закрытом — давление накапливается в картере и находит выход через слабые уплотнения. Это может выглядеть как сапунение, но масло может не «гореть», так как его выталкивает наружу, а не внутрь цилиндров. Для решения проблемы нужно проверить и при необходимости заменить PCV-клапан, прочистить шланги системы вентиляции и регулярно использовать очиститель масляной системы при замене масла.
4. Работа на низких оборотах и недогрев двигателя. Дизельные (и бензиновые) моторы, особенно после капремонта или обкатки, часто эксплуатируются в щадящем режиме. Это приводит к недостаточной температуре сгорания топлива, особенно на холостых или коротких поездках. В результате накапливаются отложения, поршневые кольца не прогреваются и теряют эластичность. Следует обеспечить нагрузку на двигатель (по ситуации — аккуратные разгоны, поездки по трассе), использовать топливо хорошего качества и поддерживать температуру двигателя в рабочем диапазоне.
Как отличить норму от проблемы?
Важно понимать, что некоторое количество сапунения — это норма, особенно для двигателей с пробегом. Но если вы замечаете один или несколько из следующих признаков — это повод для детальной диагностики:
Из сапуна идёт густой дым;
Видна масляная пыль на корпусе фильтра или интеркулере;
В патрубках после сапуна накапливается жидкое масло;
Давление в картере такое, что сальники начинают подтекать.
При этом, если расход масла в пределах допустимого (например, до 200 мл на 1000 км у дизеля), и компрессия стабильна, ситуацию можно считать контролируемой, но она требует внимания.
Что можно сделать без вскрытия двигателя?
1. Промыть масляную систему. Используйте составы с эффектом раскоксовки, например:
Xado Atomex TotalFlush — очищает систему от шлама, восстанавливает подвижность колец;
VitaFlush — универсальная промывка, подходит для бензиновых и дизельных двигателей, особенно при переходе на новое масло.
2. Применить ревитализанты. Если двигатель сапунит, но масло не ест — возможно, он нуждается в восстановлении микрогеометрии трущихся пар:
Xado EX120 (дизель) или 1 Stage (универсальный) — восстанавливают поверхность ЦПГ без разборки, создавая защитный металлокерамический слой;
AMC Maximum — повышает давление масла, снижает шум и защищает от перегрева.
3. Проверить давление в картере. Замер давления картерных газов поможет объективно оценить степень прорыва. У здорового двигателя давление в системе вентиляции вакуумное или близкое к атмосферному. Избыточное давление — тревожный сигнал.
Если двигатель сапунит, но не расходует масло — это не повод для паники, но и не норма, которую стоит игнорировать. Такой симптом часто указывает на начальную стадию проблемы с ЦПГ или системой вентиляции картерных газов. Промывки, раскоксовка и применение ревитализантов — это эффективный способ продлить ресурс двигателя без дорогостоящего вмешательства. Главное — своевременно реагировать и понимать, что любые отклонения от нормы в работе двигателя лучше устранять на ранней стадии.