Автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) являются неотъемлемым элементом современных транспортных средств, обеспечивая запуск двигателя и поддержание работы различных электрических систем. Надежность и долговечность АКБ зависят от множества факторов, включая качество сырья, контроль на этапах разработки и производства, а также условия эксплуатации. Давайте рассмотрим основные неисправности АКБ, причины их возникновения, методы диагностики и способы устранения.
АКБ проходят несколько этапов проверки перед поступлением на рынок, что позволяет выявить производственные дефекты до момента их эксплуатации. Однако, некоторые дефекты проявляются только в процессе использования батареи. Именно поэтому гарантийный срок для автомобильных АКБ обычно составляет 18 месяцев. Если в течение этого периода будут обнаружены производственные дефекты, аккумулятор можно заменить по гарантийным обязательствам.
Основные неисправности АКБ
Короткое замыкание между пластинами
Короткое замыкание возникает, когда электроды аккумулятора соприкасаются друг с другом. Это может быть вызвано:
Перекосом электродов.
Повреждением сепаратора.
Низким качеством материалов.
Наличием заусенцев на кромках пластин.
Признаки короткого замыкания включают низкую плотность электролита в дефектной банке и снижение напряжения ниже 12.5 В. В конце заряда не наблюдается кипения электролита, но электролит закипает при проверке нагрузочной вилкой.
Недоформованная пластина
Недоформованная пластина проявляется следующим образом:
Кипение электролита при зарядке.
Полностью заряженной батареи хватает на 2-3 запуска двигателя.
Разрыв электроцепи
Разрыв электроцепи происходит в результате некачественной сварки контактов или отрыва пластин от соединительных мостиков. Признаки разрыва электроцепи:
Низкое напряжение в разгрузочной цепи.
При наличии напряжения на выводах стартер не крутит.
Отсутствие тока в цепи.
Потеря герметичности
Потеря герметичности возникает в местах сварки крышки и перегородок, наружной стенки и моноблока. Это приводит к утечке электролита и снижению эффективности АКБ.
Разряд батареи
Часто встречающаяся проблема, которая может быть вызвана следующими факторами:
Сильно растянутый ремень ГРМ.
Окисленные или плохо прилегающие клеммы.
Неисправный регулятор напряжения.
Неправильная работа генератора.
Низкий уровень электролита.
Загрязненный корпус аккумулятора.
Проблемы с проводкой автомобиля.
Разрушение пластин
Разрушение пластин может быть вызвано:
Перезарядкой АКБ сильным током.
Хранением АКБ в разряженном состоянии.
Неправильно подобранным электролитом.
Слабыми креплениями под капотом.
Сульфатация
Сульфатация — процесс образования сульфатных отложений на пластинах, что приводит к снижению емкости аккумулятора. Причины сульфатации:
Долгое хранение в разряженном состоянии.
Постоянная разрядка во время эксплуатации.
Недостаток электролита.
Высокая плотность и температура электролита.
Грязный электролит
Грязный электролит может возникнуть из-за частого обслуживания АКБ без соблюдения правил. Признаки грязного электролита:
Выделение большого количества газов при зарядке.
Светлые отложения на дне (при наличии хлора).
Малиновый оттенок электролита (при наличии марганца).
Переплюсовка
Переплюсовка возникает при неправильном включении устройства, после чего меняются полюса на АКБ. Устранить неисправность можно несколько раз зарядив и разрядив батарею.
Диагностика неисправностей аккумулятора
Перед проверкой аккумулятора с помощью испытательного оборудования необходимо провести визуальный осмотр. Использование фонарика поможет выявить деформации, трещины, вздутие положительного полюса и другие повреждения. Также следует проверить состояние клемм и наличие загрязнений.
Соедините положительный кабель вольтметра с положительной клеммой аккумулятора, а отрицательный кабель — с отрицательной. Нажмите кнопку пускового тока устройства и следите за стрелкой вольтметра в течение 8-10 секунд. Измерив начальное напряжение и напряжение под нагрузкой, можно определить причину неисправности.
В открытых аккумуляторах плотность электролита измеряется ареометром. Если значения плотности находятся в желто-красной области, значит началась сульфатация. Для устранения сульфатации требуется зарядка выпрямителем.
Методы устранения неисправностей акб
Для удаления грязного электролита необходимо слить его из батареи, залить дистиллированную воду и поставить АКБ на зарядку с минимальным током на час. После этого вода сливается, заливается качественный электролит и аккумулятор заряжается до полного заряда.
Короткое замыкание можно устранить, разрядив аккумулятор током в течение 10 часов, разобрав его и заменив сепараторы, очистив и промыв пластины. После сборки заливается электролит и АКБ полностью заряжается.
Для восстановления после переплюсовки необходимо несколько раз зарядить и разрядить батарею, чтобы емкости восстановились.
Неисправности АКБ могут возникать по различным причинам, от производственных дефектов до неправильной эксплуатации. Регулярное техническое обслуживание и своевременная диагностика помогут продлить срок службы аккумулятора и избежать серьезных поломок. В случае возникновения неисправностей, необходимо обратиться к специалистам для проведения профессионального ремонта и замены дефектных элементов.